Форум » Клады и раскопки » байка про Греческого Епископа » Ответить

байка про Греческого Епископа

Витек: Епископ из Греции жил вблизи Урвани ! «Предание сохранило даже место, где поселился первый епископ, пришедший из Греции. Это «Лесистый курган» в четырех верстах от Нальчика». Так описал в первой половине 19 века Шора Ногмов в подтверждение проникновения греческого духовенства в период правления Юстиниана 1 в 527-565 годах нашей эры на Кавказ. Обратиться к данной статье, заставило сомнение доктора исторических наук профессора Туганова, который в монографии (стр.215) пишет: «К сожалению современная археологическая наука не обнаружила остатков каких-либо церковных сооружений в окрестностях Нальчика, хотя каменных крестов на территории Кабардино-Балкарии, свидетельствующих о распространении здесь христианства, найдено более чем достаточно.» Далее известный ученый пишет: «По непроверенным данным, остатки ближайшей к Нальчику средневековой христианской обители находятся юго-восточнее Нальчика, на так называемой «Сарай - горе». Если эти данные подтвердятся, то историческое сказание Ногма получает более реальное основание.» Сарай-гора (1329 метров над уровнем моря) или известный под названием Издара, находится в верстах не менее двенадцати от месторасположения крепости Нальчик. Стало быть, Шора Ногмов не мог ошибиться в расстоянии, указывая на Сарай-гору. Может быть, этот курган стоит искать в верстах четырех от Нальчика Не поддерживая автора в сомнениях, тем не менее он прав в том, что допущено разночтение при переводе географического названия кургана «Ошхацэ», называя в «Истории адыгейского народа» «Лесистым», а в другом «Филологических трудах» Шоры Ногмова -«Лохматым». Тем не менее, можно утверждать, что «Ошхацэ» - это не прилагательное, а имя собственное, представляющее название географического пункта. Жителям Урвани и близлежащих сел известен курган с таким названием, хотя в географических картах этой точки нет. Испокон веков им известен курган «Ошхацэ», о чем свидетельствуют архивные материалы ЦГА КБР (ф.16,оп.1,дело 662). При межевании земли колхозу «Высокий урожай» Урванского района Нальчикского округа 1 апреля 1929 года в качестве ориентира взяты три кургана, расположенные вдоль старой дороги в Нальчик «Кала-Гек», проходящей над опушкой Урванского лесничества. Эти курганы поименованы в следующей последовательности (с востока на запад): Ошха-Лиса(Гиса-), Ошхацэ, Ошха-Гяфа. (Их видно за селом Урвань слева от госдороги Владикавказ-Нальчик.) Многими легендами оброс курган Ошхацэ за свою многовековую историю. Предание местных старожилов гласит, что во встроенном в кургане жилище вплоть до 1920 года жили люди. Мухамед Мисхудович Бекулов (1913-1991г.г.) вспоминал, как видели в детстве женщин «иноязычных» вечерком, которые, скрываясь от недоброжелательных глаз, ходили в лес за пропитанием. Старожилы и до сих пор помнят вход в это жилище - он расположен в западной его стороне. Желающих, заглянуть в жилье, расположенном под курганом «Ошхаца», в селе Урвань было достаточно любопытных. В конце 19 века Теуваж Барагунов (род.1875 г.) сделал попытку проникнуть в жилище, но увиденное в подземелье осталось в секрете - получив смертельную рану, Теуваж вскоре умер. Чуть позже, такую же участь, постиг и Ара Хажикушев, который был избит, при попытке попасть в жилье. Лишь Джабраил Кумалович Кафоев (род.1884г.), поспорив с друзьями на 20 кусков мыла и 5 аршин сукна, заночевал в коридоре и не сделал попытку попасть вовнутрь расположенных там комнат. Позже, Варитлов Таукан Хажимахович (род.1895 г.) повторил эту попытку, но в комнаты не попал. (Все они, по преданию жителей села, были высокого роста и считались очень сильными и смелыми людьми) По его рассказу, с входа идет несколько ступенек вниз, и выходишь на длинный коридор, по одну из сторон которого располагалось три двери. Проникшие в жилище значительно позже рассказывали, что в комнатах были кушетки из тесаного камня, а стены были расписаны какой-то письменностью. Со временем вход осыпался и зарос, но еще в конце 50 годов можно было заметить его фрагменты, уподобленной лисиной норе. Идола кургана, как особый знак почитания к императору Юстиниану 1 в период раннего христианства, сохранилась в сознании и после принятия ислама. Об этом свидетельствует то, что проезжая или проходя мимо этого кургана, считалось за особую честь помолиться возле него. В песне, пересказанной Шорой Ногмовым, упоминается, что в жилище Епископа дверной проем отлит из серебра. Легенда, бытующая в селе о кургане, свидетельствует, что дверной проем высотой в 2 аршина, был из чистого серебра. И когда был объявлен сбор средств на нужды одной из войн в дореволюционной России, дверь демонтировали, и отправили на переплавку в счет денежного побора, наложенной на жителей Кабарды.

Ответов - 0



полная версия страницы