Форум » Клады и раскопки » Стеблиевская гривна... » Ответить

Стеблиевская гривна...

хуторянин: Статья Антона Троян. [quote]Было это в 1968 году. Работал я тогда председателем сельского Совета. Жители хутора Первомайского часто ставили перед депутатами вопрос о строительстве дороги с твёрдым покрытием вдоль хутора, так как в осенне-зимний период к их дворам нельзя было ни проехать ни пройти. Однажды при встрече А.Ф. Никипольский, работавший тогда председателем колхоза, говорит мне: "Эту проблему скоро решим. Колхоз строит в девятой бригаде большой холодильник, и, естественно, дорога туда нужна. Мы планировали отвести от трассы, что идёт на Ивановскую, но лучше построить вдоль хутора: и для жителей будет она служить, и для хозяйства. Но нужна в таком случае помощь исполкома. На пути стоят два кургана. Добивайся разрешения на их снос, и тогда землю употребим на полотно дороги, и дорогу спрямим". Известно, что все курганы являются археологическими памятниками и находятся под охраной государства. На каждый из них заведён специальный паспорт, и все они сданы на хранение в сельские Советы. Я отыскал нужные мне паспорта и написал запрос в Пятигорский государственный картографический институт, который ведал этими делами. Вскорости оттуда ответили, что в целях хозяйственной необходимости разрешается снос кургана, но официальное разрешение дадут после того, как мы доставим в Пятигорск закопанный на вершине кургана специальный железобетонный кулон. Мы так и сделали. Откопали этот кулон и отправили его нарочным в Пятигорск. При получении официального разрешения на снос кургана А.Ф. Никипольский дал команду дорожной бригаде начинать работы. Узнав об этом, бывший директор школы №15 А.С. Боровик пришёл ко мне в сельсовет и говорит: "Проеду я к кургану, может, там что обнаружат для школьного краеведческого музея". И правда: через несколько дней прибегает он в сельсовет: "Вот, - говорит, - не зря я поехал туда. Смотри, какие вещи для музея достал". И показывает наконечники от стрел и копий, осколки гончарной посуды, всякие украшения и среди них гривна с изображениями на концах лежащих грифонов. Посмотрел я тогда на эту вещицу и спрашиваю: - А это тоже в школьный музей? - Да, - отвечает. - Нет, - говорю, - давай звонить начальству. Потому что эта вещь не для школьного музея. Председатель Красноармейского райисполкома Г.И. Омельченко, выслушав меня, прежде всего хорошенько отругал и начал созваниваться с краем. И тут история завертелась. Поехали отовсюду представители: "Как? На каком основании разрыли курган?". Я им показываю разрешение. А они его не берут во внимание. Я их спрашиваю, куда мне девать найденные в кургане гривну и другие украшения, а мне отвечают, что без Медунова никто не решит. Вот, мол, заслушают тебя на заседании крайисполкома, там и решится. Прислали в станицу съёмочную группу краевого телевидения. Вывезли меня и тогдашнего командира народной дружины И.Ф. Белякова на место происшествия и заставили рассказывать, как это было. Началась подготовка к слушанию на крайисполкоме. Слушали меня в большом зале, в котором было более двухсот человек. Были приглашены председатели и секретари всех райисполкомов края, многие председатели сельских Советов, руководители всех краевых служб. Председатель крайисполкома С.Ф. Медунов сидел за столом президиума как раз против прохода, разделявшего зал на две половины, а я стоял против этого прохода возле противоположной стены зала. Нас разделяло не менее 50 метров. Но я видел хорошо, как председатель крайисполкома смерил меня злым взглядом: - Ну, рассказывай, Троян, как ты дошёл до такой жизни, что начал разграбливать исторические памятники. Я сказал, что никто ничего не разграбливал, что снос кургана производился с разрешения. - Какое такое разрешение? – спросил Медунов. Я издали показал это разрешение. Он потребовал себе его. Меня не пустили к нему, а отобрали бумагу и отнесли. Медунов прочитал и стал интересоваться, кто готовил вопрос и почему его не ознакомили с этим документом. Перед этим мне вручили проект решения. В котором предлагалось председателю райисполкома Г.И. Омельченко объявить выговор, а мне – строгий выговор. Но самым досадным был последний пункт решения, предписывающий дело о разрушении кургана передать в краевую прокуратуру. Выслушивать доводы и объяснения Медунов не стал и поставил вопрос на голосование. Безусловно, решение было принято. На мой вопрос: "Куда мне девать найденное в кургане?", Медунов резко ответил: "Прокурор решит". Вскоре меня пригласили в краевую прокуратуру и объяснили, что это дело не входит в их компетенцию, поэтому они передают его в управление КГБ. "Час от часу не легче", - подумал я и опять спросил, что мне делать с находками. "Высшее начальство не даёт пока никакой команды", - ответили мне. Я понял, что меня заманивают в игру, из которой я не смогу выкарабкаться. Тем более. Что появились люди. Которые стали предлагать услуги, дескать, есть верные люди в Госбанке, они, мол, могут посодействовать в сдаче золота. "Но оно же не моё, - отвечал я. – Какое я имею право сдавать его в Госбанк?". Попытался обратиться в музей. Там и слушать не хотят. Нужно разрешение высшего начальства. Записался на приём к Медунову – отказал. И началась, что называется, нервотрёпка. Серое мрачное здание, что на углу улиц Мира и Красноармейской в Краснодаре, стало мне видеться даже по ночам. Это резиденция управления КГБ. Участились вызовы меня туда. Я в это время сдавал экзамены в институте, где заочно учился. Но и там меня находили и вызывали на дознание. Меня время волновал вопрос, что делать с находкой. Мне эти вещи были комом в горле. Да и майор, который дело, сказал, что и дело-то зависит от того, как я распоряжусь этими ценностями. Но как мне распорядиться, я не знал. Потом мне пришла одна мысль. Когда я работал до сельсовета директором Дома культуры, то немного был знаком с начальником краевого управления культуры. Марина Михайловна Шапиро лестно отзывалась о нашей агитбригаде, и я подумал, а может, к ней обратиться за советом и помощью, ведь музей в ведении. Так я и сделал. Попал на приём в управление культуры. Внимательно меня выслушав, Марина Михайловна тут же написала на служебном бланке записку директору краеведческого музея Краснодара о приёме от меня находок. Я незамедлительно пошёл туда. Достаю из балетки (были в моде такие маленькие чемоданчики) свёрток и говорю: "Мне нужно сдать в музей вот это золото". А газета затасканная, измятая. Каждый знакомый и незнакомый просил показать. Надоело разворачивать и заворачивать. Директор музея как-то презрительно посмотрел на меня. Когда я развернул газету, и говорит: "А откуда вы знаете, что это золото? Это надо доказать. Езжайте к главному ювелиру города, покажите. Пусть даст определение". Меня это ошеломило. Подумал, если это так, то почему столько страстей. Поехал. Главный ювелир работал на улице Красной в магазине "Изумруд". К нему была очередь – кто ложечку серебряную или золотую принёс, кто цепочку, кто другую какую побрякушку. Стал и я в очередь. Когда подошёл к окошку. Развернул свой свёрток, подал. - Мне надо определить, что это золото. Ювелир одел на глаз свой окуляр. Долго рассматривал гривну, а потом спросил: - Вы от нас куда с этими вещами? - В краеведческий музей, - ответил я. - Зря. Теряете "Волгу". Это у вас высокопробное червонное золото. - Пусть лучше "Волгу" потеряю, чем жизнь. Не успел я ответить так, как ко мне со всех сторон бросились посетители магазина: "А ну покажи", "Дай посмотреть" – наперебой кричали они, чуть не вырывая из моих рук свёрток. Я кое-как отвязался от них. Спрятал свёрток в балетку, а у самого пошли чёрные мысли: "Я же, дурак, сказал, куда я отсюда буду идти, - думал я, - меня же за первым углом ограбят". Решил немного потолкаться в магазине, посмотреть на витрины с ювелирными изделиями, выждать, пока разойдутся те, кто слышал наш разговор с ювелиром. Потом я незаметно выскользнул из магазина и направился в противоположную сторону от музея, в направлении Сенного рынка. Затем при первом же пересечении улиц свернул влево, на улицу Шаумяна, и там уехал троллейбусом к музею. Когда я предъявил в музей его директору Николаеву определение ювелира, он как-то неуверенно пожал плечами, пересмотрел то, что я принёс сдавать, и стал писать акт приёма-сдачи. Когда акт был готов, и мне вручили его на подпись, я обнаружил следующую запись: "Гривна полая с изображением грифонов, предположительно золотая, бляшки круглые, предположительно золотые, лента типа фольги, предположительно золотая". И так для каждого предмета. А я их сдавал 15 штук. Меня до крайности возмутила вот эта приставка "предположительно". "Следовательно, - думал я, - в любое время. Кто угодно может заявить, что я никакого золота не сдал, и тем самым свободно пользоваться им". - Как же так? В определении ювелира написано, что эти вещи из высокопробного червонного золота. А вы пишете "предположительно". Зачем вы меня посылали к ювелиру? Николаев пристально, почти в упор посмотрел на меня и зло спросил: - Что вы хотите? - Хочу, чтобы вы передали акт и оформили его по всей форме, не единолично и по всем правилам с заверением печатью музея. - Хорошо. – Только и ответил он и тут же переделал акт. В тот же день я пошёл в КГБ к майору, который дело. В музее было составлено три экземпляра акта. Два из них отдали мне. Майор КГБ внимательно ознакомился с содержанием актов, улыбнулся, протягивая один экземпляр мне, и сказал: "Ну вот и хорошо. Теперь нам понятно, куда золотишко дальше пошло. А вас я не смею больше задерживать. Из-за отсутствия состава преступления. Сейчас вам дадут соответствующее постановление, и будьте здоровы", - он раз улыбнулся и вышел в другой кабинет. Больше меня никто никуда не вызывал. Но я хранил у себя все документы, связанные с этим делом. А бывая в Краснодаре, старался всякий раз улучить момент и заскочить в музей, чтобы посмотреть – выставили сданное мною золото для обозрения или нет. И всякий раз нигде его не обнаруживал, и время меня преследовали какие-то странные мысли о его судьбе. Тем более, что однажды на мой вопрос об этом, служитель музея ответил мне как-то неопределённо: "Такие вещи не выставляются". Только опубликованная через 19 лет книга профессора Н.В. Анфимова "Древнее золото Кубани" развеяла мои сомнения. На 207 странице помещён фотоснимок "моей" скифской гривны во всей красе.[/quote]

Ответов - 12

Рябоконь: "Такие вещи не выставляются". Интересно почему?

хуторянин: Вот фотка этой самой гривны... Золотая гривна. Меото-сарматский период. II - I вв. до н.э. Иллюстрация из выставочного каталога "Шедевры древнего искусства Кубани". Внешторгиздат, Москва, 1986.

Fox25: Не перечил-бы директору школы.., и не было бы головняков......


azargun: Рябоконь пишет: Интересно почему? Думаю, что одна из причин, это обеспечение безопасности выставки. Как я слышал, что бы экспонировать "драги", должна быть выделена отдельная комната с единственным входом-выходом, на выставке постоянно должны находиться вооруженные менты, и т.д. Для дирекции музея один гемор.

ОДИН17: Приятель из Стеблиевской говорит там у них не только гривну находили, тракторист на поле нашёл типа короны надел на выхлопную трубу трактора и так носился по стеблиевке пока его не увидел професор приехавший к родителям в гости.

лось: везде такой хрени хватает а как у вас так копалибы своии погреба и молчалибы или пригласилебы в гости

хуторянин: стеблиевская гривна на выставке - "золото потомков Геракла" и эта же гривна рядом с бронзовыми шлемами...

Т У Р И С Т: шапки прикольные

Каракумм: Ром это одна шапка , просто сзади неё зеркало

хуторянин: Каракумм я чуток тоже ошибся, шлем действительно один

marchelo: Да гривна,шапка,а ещё больше рассказ-классные!

dekaber: когда то тоже красивую показывал .богата наша земля.



полная версия страницы