Форум » До и чуть после Р.Х. » Скифская красавица! » Ответить

Скифская красавица!

хуторянин: С сайта "Народный костюм", текст - Татьяна Крупа. [quote]Исследование древности – всегда интересно. Исследование же повседневной жизни или моды древности – интересно вдвойне. К сожалению, у исследователя не всегда имеется возможность полностью восстановить костюм давно умершего человека. В большинстве случаев является возможным изучить только отдельные технологические стадии производства того или иного элемента костюма. Большой удачей можно считать находку в погребении 1 склепа 620 Усть-Альминского некрополя деталей костюма, которые позволяют осуществить не только полное его исследование, но и выполнить полную его реконструкцию. Усть-Альминский некрополь и Усть-Альминское городище расположены в живописном устье реки Альма (с. Песчаное), в Юго-Западном Крыму. Погребение датируется серединой - третьей четвертью 1 в. н. э. Хочу выразить огромную признательность за возможность работы с таким удивительным материалом и всестороннюю консультационную помощь своим крымским коллегам - Юрию Зайцеву и Александру Пуздровскому. Сразу оговорюсь, что это – популярное изложение части моей научной работы нескольких лет, публикация которой выходит в научном сборнике, посвященном юбилею известного крымского исследователя, историка и археолога - Татьяны Николаевны Высотской. Мы опустим полностью исследовательскую часть работы по атрибуции текстиля и красителей. Изучение текстильных технологий предусматривает не только рассмотрение прядильно-ткацких характеристик: структуры нити, переплетения основы и утка, плотности ткани, т.е. морфологический анализ образцов; но и анализ сырья, из которого была изготовлена ткань, выделение красителя и определение техники крашения. Учитывая специфику исследуемого материала, это становится возможным благодаря применению методов естественных наук: химико-технологического анализа, оптико-физических исследований, всестороннего изучения данных биологии и проч. Познакомим же читателя с реконструкцией костюма умершей женщины.[/quote] [quote]Чертеж погребения 1 в склепе 620 Усть-Альминского некрополя: он сыграл свою роль в нашей реконструкции (Предоставлено коллегами Ю. Зайцевым и А. Пуздровским). Фактические данные. Опираясь на фактический материал погребения, костюм женщины можно представить следующими данными: • слева у черепа обнаружены остатки головного убора сложной конструкции, состоявшего из тонких изогнутых дощечек, обтянутых тканью, на которые было наклеено более сорока трилистников и полосок из золотой фольги. Калаф был увенчан букетом полевых трав и цветов (видовой состав пока не определен); • у височных костей найдены две массивные золотые серьги со стеклянными вставками и подвесками; • в области шеи и груди зафиксировано ожерелье из сердоликовых бус и конических золотых подвесок, а также остатки двух платьев. Нижнее платье прослежено по остаткам фиолетовой ткани крупного плетения; его ворот в определенном порядке был расшит золотыми бляшками и пронизями нескольких типов. От верхнего платья сохранился значительный фрагмент шерстяной плотной ткани зеленовато-бурого цвета на левом плече. На правом запястье зачищено скопление сердоликовых бус и золотых бляшек двух типов - обшивка рукава, массивный золотой браслет, а на фаланге пальца - два перстня: золотой и бронзовый, с хрустальной геммой; • на запястье левой руки также зафиксировано скопление сердоликовых бус и золотых бляшек двух типов, а у левого бедра - большая глазчатая бусина, бронзовые ажурный амулет, кольцо с выступами и фибула Авцисса; • вдоль берцовых костей прослежены ряды мелких стеклянных бус (отделка обуви). Дно колоды справа от костяка было покрыто обрывками тонкой кожи(?) красного цвета. Экспериментальная часть. В результате проведенного исследования оказалось, что ткань, определенная открывателями погребения как «фиолетовая ткань крупного плетения», в реальности оказалась шерстью красно-коричневого цвета с синей нитью. А то, что исследователи атрибутировали как «шерстяную плотную ткань зеленовато-бурого цвета», на самом деле являлось тонкорунной шерстью красного цвета. Таким образом, мы получили возможность судить о цветовой гамме парадного костюма молодой знатной женщины. Оказалось возможным исследовать и некоторые швы, которые были использованы при пошиве одежды. Особенно интересным является шов, сохранившийся на левом плече. Он дает возможность реконструировать изготовление пышного рукава - формирование оката рукава и его крепления к основному полотнищу платья. Как можно судить, исходя из имеющегося фрагмента рукава халата, рукав был скроен с припуском для сборок. По срезу оката рукава проложено два ряда мелких стежков (шаг шва около 0,3-0,4 см) швом «вперед иголку». Стежки проложены в шахматном порядке по отношению друг к другу, на расстоянии 0,4-0,5 см от края среза оката рукава и 0,3-0,4 см друг от друга. После того, как рукав был присобран на нитки (выше изложенное расположение нитей сборки позволяло получить равномерные красивые драпировки), рукав пришивался к основному полотнищу одежды мелким швом (сам шов не сохранился). Думаем, что основной соединительный шов проходил не ближе 0,8-1,0 см от края среза, перекрывая вспомогательныйшов для сборки оката - его присутствие на лицевой стороне изделия не могло быть декором. Примечательно, что срезы основного полотнища халата и пришитый к нему рукав для предотвращения осыпания нитей ткани закреплялись мелким крестовидным швом (шаг шва до 0,5 см), известным в настоящее время как «козлик». Такая технология шитья характерна и для современности.[/quote] [quote]Реконструкция женского костюма позднескифского времени (совместная работа с М. Пановой). Реконструкция: • одежда женщины состояла из нижнего красно-коричневого с синей полоской платья (шерсть, окрашенная в красно-коричневый цвет мареной красильной (протрава – соли железа) и индиго – в синий), украшенного нашивными бляшками двух типов, и верхнего распашного платья красного цвета (малоазийская шерсть, окрашенная мареной по алюминевой протраве), украшенного по центру (от горловины до талии) и на запястьях рукава нашивными бляшками. Композицию объединяли бусы из золотых пронизей. Исходя из расположения нашивных бляшек на нижнем и верхнем платье, можно утверждать, что такой костюм был изначально смоделирован как единое целое: отсутствие бляшек на горловине халата и наличие их только на полах халата и горловине нижнего платья - предполагает их визуальное слияние во время одевания всего комплекта одежды. Поэтому можно утверждать, что верхнее платье имело заниженный вырез горловины ровно настолько, чтобы было хорошо видно нашивные бляшки нижнего платья; • судя по всему, женщина была обута в высокие (фактически до колена или выше середины голени) мягкие, расшитые бусами, сапожки красно-коричневого или коричневого цвета (для дубления кожи применялось т.н. «ямное» дубление, позволяющее получать высококачественную кожу); • длина одежды могла слегка открывать нарядную обувь. Однако полностью это утверждать мы не можем, т.к. нижний край одежды - не зафиксирован; • калаф был реконструирован исходя, прежде всего, из формы сохранившихся деревянных деталей. Его форму можно считать цилиндрической с расширяющейся верхней частью. Расположение золотого декора было предложено на основании имеющихся аналогий. Например, реконструкция калафа из Татьяниной Могилы (работа Л. Клочко) предполагает аппликацию-ободок по краю нижней части, а расположение золотых трилистников такое, чтобы, по словам Л. Клочко, их художественное звучание усиливалось благодаря тому, что узор непосредственно соотносился с цветом фона. В результате была выполнена двухмерная реконструкция костюма женщины, погребенной в склепе. А на ее базе – 3D анимированная реконструкция (совместно с А. Ефановым). Очень краткое заключение. Погребение женщины в склепе 620 было не единственным. Мы также исследовали остатки костюма (шелка и золотных нитей) в мужском погребении 2. И, если рассмотреть все в комплексе, можно заключить, что погребения, имеющие в своем составе шелк, пурпур и золотные нити, принадлежали не просто знатным людям, а персоналиям, стоящим на самой вершине иерархии того времени. Думаем, что мужчина из погребения 2 склепа 620 (где имеются все эти составляющие) вполне мог быть представителем высшей знати. Считаем, что специалистам следует обратить внимание на эти факты, которые могут свидетельствать не просто о состоятельности местных жителей или уровню торговых отношений в юго-западном Крыму, но и возможных коллизиях этно-социальной (или династической) истории первых веков нашей эры. Иследования последних лет политической истории позволяют по-новому посмотреть на роль Усть-Альминского городища в истории Юго-Западного Крыма. Так, В.М. Зубарь отмечает, что что с первой половины I в. до н. э. Поздняя Скифия перестала существовать как единое целое с центром в Неаполе и распалась на ряд политических структур, во главе которых стояли свои «династы». А, как отмечает А.Е.Пуздровский, что со второй половины I в. до н. э. на ее территории образовалось четыре этногеографические области, включая и Юго-Западный Крым как самостоятельную единицу, каждая из которых, могла управляться своими правителями. Учитывая тот факт, что Усть-Альминское городище, уступало в размерах только Неаполю Скифскому, и беря во внимание такую трактовку политической истории региона на рубеже – в первые века н.э., мысль о возможном царском достоинстве погребенного в склепе 620 (с учетом особенностей костюма умершего), на наш взгляд, заслуживает внимания. Женское же погребение, костюм из которого мы реконструировали, в этом случае, можно трактовать как погребение царицы или жрицы. Впрочем, - это всего лишь наши предположения. Очень-очень краткое замечание. Когда-то, давным-давно, в аппостольские времена, времена первых римских императоров, Иудейской войны и прочих известных событий по крымской земле ходила молодая женщина. Была ли она жрицей, была ли она царицей – доподлинно не известно. Специфический головной убор (калаф) и дорогой погребальный костюм всего лишь косвенно указывают на это. Мы никогда не узнаем ее имени. Как и не узнаем того, кто и почему положил к ней венок из полевых цветов… Но у нее был прекрасный вкус в одежде и украшениях, волей случая ставшие известные и нам с вами.[/quote]

Ответов - 25, стр: 1 2 All

Рябоконь: Фотки почему то не грузятся

хуторянин: Рябоконь пишет: Фотки почему то не грузятся перезагрузил, а сейчас видно

Рябоконь: Ага


shanegki: Красивая!

axel: хочу заметить,что это на самом деле,одно из скромных погребений на данном могильнике,были там намного серьёзнее ямки.Если поможете разобраться ,как у вас тут фото крепятся,то скину фотки,с усть-альминского могильника

хуторянин: axel пишет: как у вас тут фото крепятся почитай здесь - http://www.detecting.borda.ru/?1-1-0-00000003-000-0-0-1265291872

ReLiC: Скока ж на ней добра-то!

ВИКТОР: Очень интиресно и познавательно.

Дриада: Костюм прям с иголочки, а рукав-фонарик сейчас как раз в моде

vovan: пояска не хватает у красвки

хуторянин: vovan пишет: пояска не хватает у красавки vovan между прочим прав! скорее всего исследователи упустили, что у этой женщины был и поясок к ее замечательному платью...

vovan: хуторянин пишет: vovan между прочим прав! без пояса как то не то

Андрей: хуторянин пишет: vovan между прочим прав! скорее всего исследователи упустили, что у этой женщины был и поясок к ее замечательному платью... Саш -врядли упустили-так как полюбому пряжечки бы присутствовали и наверняка из рыжего металла просто наверное фасон платья такой!!!

vovan: Андрей пишет: просто наверное фасон платья такой!!! да модельер какойто был

Рябоконь: Или во время раскопок какой то арх незаметно дернул поясную пряжечку грамм эдак на 150 рыжего металла и наука пострадала

НОМАД: Что-то я не припомню в захоронениях у скифских дам наличия каких-либо деталей от пояса. Да, у мужиков были боевые наборные пояса. И то, это не распространяется на поздних скифов, к коим и относится Усть-Альминский могильник. Наверно Вы попутали с готами. У тех барышни носили пояса с шикарными прягами, а мужики больше басяков напоминали.

noalek: НОМАД пишет: Вы попутали с готами. отличная пряга отткуда она? У герулов очень похожие были

НОМАД: Вот она в продаже: http://www.waterloo-collection.ru/item.php?id=76

noalek: НОМАД пишет: Вот она в продаже: http://www.waterloo-collection.ru/item.php?id=76 однако,серъёзные заявки по цене хотя никогда небыло и не будет определяющих факторов для этого

НОМАД: noalek пишет: однако,серъёзные заявки по цене Я тоже смотрю, что владельцы скромностью в ценах не выделяются Продажи были давно, а оставшийся товар завис

Yorik: Да нет, цена на прягу нормальная. Это они еще упали, после выхода Украины в ЕС со своим антиквариатом. До этого цена по аукам была 15 тыс. у.е., сейчас - около 7 тыс. у.е. А рисунок прямо с Крупы Тани рисовался, только липосакцию сделали :)

НОМАД: За прягу я ничего не скажу. Они всегда были в цене. На сколько я помню, в конце 90-х г. люди промыслявшие грабежом могильников в Крымской Готии (стране Дори), сдавали их перекупщикам по 500-800 д. в зависимости от размеров. Охрененные по тем временам суммы. В этом магазине ,меня напрегают цены на другие, более распространённые товары

noalek: Yorik пишет: , цена на прягу нормальная в том то и дело,что совершенно невозможно провести паралели и установить какую-то среднюю определяющую тенденцию на ценообразования археологического материала,ведь основные факторы это-сохран,материал изготовления,художественность работы и возможность привязать к знаменитым предметам из музейных или коллекционных экспонатов,спрос на подобные предметы и вырисовывается сумма какую себе представил продавец ну ещё бывает присутствует такое чаще всего абстрактное для продающего понятие как,историчность ..... " штука ведь такая древняя,значит-дорогая,я таких ни у кого не видал"

axel: НОМАД пишет: сдавали их перекупщикам по 500-800 д. в зависимости от размеров. Охрененные по тем временам суммы. Да и сейчас ,при желании можно купить за 1500-2000$

ra6fnq: *PRIVAT*



полная версия страницы